Газета КолтушиГазета "Колтуши"


| Новости || О газете || Рубрикатор || Архив || Фото || Видео || Контакты || Ссылки |
Редакция газеты "Колтуши" рада привестствовать Вас на страницах нашего официального интернет-представительства. Надеемся, что здесь Вы найдете для себя массу интересных и полезных статей, информационных ресурсов и фотографий.[читать приветствие целиком...]

Карта Колтуши, карта Колтушей, карта Всеволожского района, Колтуши из космоса


Полезные ссылки

Regnum.ru

Medialogia

47News.ru

LenoblZaks.ru

Lenobl.ru


[все ссылки...] 

Глядя на старинные карты петербургских окрестностей, понимаешь, что уже в XVIII веке Колтуши были довольно большим селом. Рядом с названием виден кружок с крестиком, обозначающий церковь. А в те времена это. как известно, имело огромное значение - примерно такое же, как сегодня - отделение Сбербанка или крупный магазин. В Колтушах было целых две церкви - православная и лютеранская. На службы шли из многих окрестных деревень. Место было людное - тем более что уже тогда находилось на пересечении дорог, одной из которых был почтовый тракт Петербург - Шлиссельбург. До центра столицы - всего-то вёрст двадцать.

Земля здесь была не из дешёвых. Иначе вряд ли бы её пожаловала сама императрица Екатерина II своему фавориту Григорию Потёмкину. Однако светлейший князь и его потомки здесь не закрепились. Вскоре после его смерти имение приобрёл Николай Наумович Чоглоков. Было это в 1798 году, уже при Павле I. Пожалуй, не будем слишком сильно углубляться в историю, сыпать датами и именами - мы ведь не учебник пишем. Отметим только, что Чоглоковы владели Колтушами дольше всех. Сын первого хозяина из этой династии. Павел Николаевич, отстроил богатый барский дом и каменную церковь. Он был не из тех, кто просто наезжал сюда, чтобы выспаться после петербургских балов, а жил здесь почти постоянно, предаваясь воспоминаниям о сражениях Отечественной войны 1812 года, в которых участвовал. Сейчас представить себе обстановку того времени почти невозможно, но всё-таки попытаемся.

Приусадебный парк начинался примерно там, где сейчас стоит кирпичное здание универмага. Он тянулся вглубь и занимал почти весь склон, на котором сегодня расположено кладбище. Внизу, у подножия склона, находился пруд. Он зарос и превратился в болото. В наши дни его используют как свалку, выкидывая туда старые кресты, венки и прочую кладбищенскую утварь. Впрочем, по некоторым признакам ещё можно различить остатки некогда аккуратно убранного регулярного парка. О нём напоминают заросшие аллеи, превратившиеся в тропинки, старые дубы, лужайки, бывшие некогда газонами. Коренные колтушане иногда так и называют это место - "старый парк" - в отличие от "нового", окружающего здания Института физиологии по другую сторону шоссе. Вот, пожалуй, и всё, что осталось от некогда зажиточной усадьбы. Давно уже нет ни барского дома, ни каменной церкви, построенной при Чоглоковых. Старожилы ещё помнят те времена, когда в самой усадьбе размещалась поликлиника, и там, где помещик принимал гостей, кололи уколы и делали перевязки. Здание, всё более ветшающее и превращающееся из дворянского гнезда в то, что называют "совок", сгорело в семидесятые годы. Амбулатория была переведена на Школьный переулок, но гору мусора, оставшуюся от пепелища, разобрали, кажется, только в девяностые. Что же касается каменной церкви с колокольней, то они были разрушены ещё раньше. Храм закрыли до войны, священников репрессировали, и почти три десятка лет он стоял разорённым, словно напоминание об утраченном величии Чоглоковской усадьбы. Кстати, среди колтушан до сих пор бытует легенда о том, что, сооружая здание универмага, строители не погнушались сровнять с землёй часть старинного кладбища, существовавшего при церкви.

Однако вернёмся в XIX век. Не так давно побеждён Наполеон. В Питере подрастает Пушкин. Близится восстание декабристов. Павел Николаевич Чоглоков, чей портрет можно увидеть в Эрмитаже, в Военной галерее Зимнего дворца, однако, далёк от веяний молодёжной среды и, как в былую эпоху верен Империи. Выйдя в отставку в 1818, он занимается благоустройством своего колтушского имения. Однако настоящий расцвет усадьбы приходится уже на времена его сына Александра, являвшегося, кстати, предводителем дворянства всего Шлиссельбургского уезда, в который входили Колтуши. К середине XIX века в селе был устроен театр с цирком. Сюда из столицы заезжали многие знатные люди, и несколько раз Александр Павлович имел честь охотиться в этих краях с самим императором Александром II. Как многие уже догадались, следующий представитель династии Чоглоковых любил пожить на широкую ногу. Поэтому неудивительно, что в конце 1850-х годов ему приходится продать часть земель в счёт погашения долгов. Однако до разорения было ещё далеко: в барские владения входило без малого три десятка деревень - помимо самих Колтушей, Колбино, Старая, Вирки, Сельцо (современное Воейково) и другие, существующие и поныне.

Но, так или иначе, расцвет имения был уже позади. Финансовое положение славного дворянского рода становилось всё хуже. После смерти Александра Павловича его потомки продолжают распродавать земли. В конечном итоге это неминуемо приводит к смене владельцев. На рубеже XIX - XX веков хозяева меняются в Колтушах один за другим. Несмотря на это, прогресс не обходит стороной тихое Подпетербуржье. К тому времени в селе проживает 140 человек. Здесь (как, впрочем, и сегодня) располагалось волостное правление, амбулатория, почтовая станция, гостиница, постоялый двор -одним словом, как сказали бы сейчас, была развита инфраструктура. Научный сотрудник Института физиологии Валерий Болондинский, посвятивший много лет краеведению, в своей книге об истории Колтушей уделяет особое внимание чайной. Она была организована здесь в самом начале XX века. Причём там можно было не только чая выпить, но ещё и книги почитать или свежие журналы. А вот алкоголь не продавали. Правда, самое смешное, что чайная эта, являвшаяся весьма благопристойным заведением, существовала на доходы водочного магазина, - отмечает Болондинский.

Незадолго до революции жизнь в Колтушах снова оживает. В самом селе и его окрестностях проводились народные гуляния, кулачные бои. В архивах даже сохранилось свидетельство того, что эти земли почтил своим присутствием последний российский император Николай II. Он приезжал на военные манёвры 4 августа 1913 года и сделал запись в своём дневнике:

"В 8.45 отправился через Царское Село в Усть-Ижору, пешком перешел по понтонному мосту через реку Неву сел в другой мотор и поехал песчаной лесной дорогой в с. Колтуши. Просидел целый маневр на месте, на холме с прекрасным видом на Петербург и другие окрестности..."

Не терял времени даром император. Впрочем, эта скромная запись говорит и о том, что Колтушская возвышенность нередко становилась ареной массовых мероприятий государственного масштаба. А что касается вида на Петербург, то и сегодня в ясную погоду с холмов между Вторым и Третьим Ток-каревскими озёрами можно разглядеть сверкающий купол Исаакиевского собора, телебашню, ну и, само собой, многоэтажки микрорайона Ржевка-Пороховые.

Однако же вернёмся на столетие назад. Чем дальше - тем времена становились всё более смутными. Дворяне разорялись, предчувствуя, что скоро наступит конец их вишнёвым садам и домам с мезонинами. Усадьба Колтуши, находившаяся под боком у "колыбели Революции", отнюдь не была исключением. Последним её владельцем стал Сергей Аркадьевич де Каррьер. Это был деловитый потомок французских эмигрантов, юрист - в общем, не из тех. кто курил трубку и нянчил свою подагру. Видимо, в надежде на то, что большевики всё-таки не дорвутся до власти, он решил сделать из своего имения маленькую Францию: занялся благоустройством, основал лесопильный завод, в это же время возникает новый посёлок Ильинский, расположенный к югу от реки Лубьи. Сейчас это часть Всеволожска. Однако продолжалось всё это недолго. Сразу после горячих событий 1917 года земли у де Каррьера отобрали. Новые власти начали раздавать наделы крестьянам. Вскоре возникли первые совхозы. Но ветшающий барский
дом ещё продолжал напоминать о том. что не так давно на берегу Колтушского озера разговаривали по-французски, а по аллеям старого парка прогуливались дамы в элегантных длинных платьях и обсуждали ход Первой мировой войны.

Вряд ли когда-нибудь восстановят дворянский особняк и станут водить экскурсии в усадьбу Колтуши. Хватает и современных усадеб, которыми застраивают окрестности. Местность превращается в европейский пригород с коттеджами, подстриженными кустами и тротуарами. Что ж, может быть, ещё будем изучать историю какого-нибудь из этих "дворянских гнёзд".

Родион МАРИНИЧЕВ


[к содержанию номера]
Авторские права  |   Разработка сайта - LeksImage  |
Copyright © 2007-2010 АНО "Редакция газеты "Колтуши".