Газета КолтушиГазета "Колтуши"


| Новости || О газете || Рубрикатор || Архив || Фото || Видео || Контакты || Ссылки |
Редакция газеты "Колтуши" рада привестствовать Вас на страницах нашего официального интернет-представительства. Надеемся, что здесь Вы найдете для себя массу интересных и полезных статей, информационных ресурсов и фотографий.[читать приветствие целиком...]

Карта Колтуши, карта Колтушей, карта Всеволожского района, Колтуши из космоса


Полезные ссылки

Regnum.ru

Medialogia

47News.ru

LenoblZaks.ru

Lenobl.ru


[все ссылки...] 

Любой народной культуре присуща состязательность. Соседи сравнивают себя с соседями, молодые люди - себя друг с другом, воины соперничают со своими товарищами. В каждом случае такое соперничество выявляет лучших. История часто доносит до нас имена героев, полководцев, святых - но почти ничего не говорит об их досуге, упражнениях, пристрастиях.

Культура Русского Северо-Запада рождалась в суровых столкновениях и исканиях славян, финной, скандинавов. Именно на берегах Невы, Ладожского озера и Волхова более тысячи лет назад появилась Русь - первоначально мощная социальная группа, взявшая под контроль водные пути, а позднее - прорвавшаяся на ю г, к низовьям Днепра и объединившая Восточную Европу. В этой культуре сильным было мужественное, воинское начало. Но не надо представлять быт первых русских как сплошную битву. Нам кое-что известно и об их увлечениях и невоенных состязаниях. Такова, к примеру, игра в "кубб" (или в кубы), распространенная и у скандинавов, и на Руси. Правила игры таковы: Играющие разбиваются на две команды максимальным числом до 6 человек в каждой. Для игры необходимы: Король - 30-сантиметровый деревянный параллелепипед с фигурной вершиной, с основанием 10х10 см; 10 пешек -квадратные чурбаны, 20 см в высоту, основанием 7х7 см; 6 бит - 30 см в длину, круглой в сечении палки; 4 колышка или флажка для разметки игрового поля. Игровое поле - 5х8м, по возможности ровное, без резких перепадов высоты естественного или искусственного происхождения.

"Король" устанавливается в центр поля. На каждой базовой линии на одинаковом расстоянии друг от друга расставляется по 5 "пешек". Команды становятся за базовые линии друг напротив друга, так чтобы король оказался между ними.

Первая команда (А) пытается сбить битами все 5 пешек противоположной команды Б (в ее распоряжении 6 бит, т.е. 6 попыток). Если команде А удается сбить все пешки противника, то оставшейся (шестой) битой ее игроки могут попробовать сбить короля. В случае если команде не удается сбить короля, то игра продолжается, и сбитые пешки про
тивника перекидываются (см. ниже) на ее сторону поля (между базовой и центральной линией, на которой стоит король). Команда А устанавливает их на своем поле на том месте, куда они упали. Затем в игру вступает команда Б, пытаясь в первую очередь сбить свои собственные пешки, которые они переставили на поле соперника. Если им удается это сделать (или если на поле первой команды не было никаких дополнительных пешек, так как ее игрокам не удалось сбить ни одной) и еще не все 6 бит были брошены, то команда Б может сбивать пешки, находящиеся на основной линии их противников. Таким образом игра и продолжается. Если одной команде не удается сбить все пешки, находящиеся на поле ее противника между центральной и базовой линиями (т.е. ее собственные пешки, переданные соперникам), то вторая команда может продолжить сбивать оставшиеся на базовой линии пешки первой команды. Если команде удается сбить короля оставшейся битой, то она считается победившей. Если же команде не удается это сделать (или в короля попадают до того, как все остальные пешки сбиты), то эта команда автоматически считается проигравшей.

Если игрокам удалось сбить уже 5 пешек, то они могут отказаться от шестого броска, позволяя тем самым бросать своим противникам.

С игрой в "кубб" связаны и знаменитые "городки" (рюхи, чушки).История этой игры насчитывает несколько веков - она почти столь же стара, как и лапта. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. Смысл игры был в том, что бы выбить броском деревянной биты фигуры-мишени (складывающиеся из деревянных столбиков - "городков") за черту игрового поля - "города". Правила игры, размеры поля, сами фигуры, количество и дистанция бросков в разных местностях сильно различались.

Другой спортивной игрой, распространенной в Древней Руси (как и в скандинавском мире), была лапта. В русских летописях есть многочисленные упоминания об этой народной игре. При раскопках древнего Новгорода, среди прочих предметов, обнаружено было немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. В лапту играют на ровной площадке примерно 30 на 70м. две команд
ы по 5-12 человек. Одна команда считается "бьющей", другая - "водящей". После удачного удара битой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится "дом", и затем вернуться обратно. Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, приносит команде одно очко. Если его "осалят" мячом, то команда бьющих идет водить в поле. Кроме "интеллектуальной" игры в "кубб", спортивных игр в лапту и в городки, в народе были распространены различные силовые упражнения. Кулачные бои - казалось бы варварское развлечение -развивали быструю реакцию и умение использовать неожиданную ситуацию. Такие бои известны с первых лет существования Древней Руси, но особенное распространение получили в Руси Московской, т.е. в XVI-XVII вв.

Кулачные бои проводились один на один или "стенка на стенку". Бои один на один ("сам на сам") в основном проводились перед массовыми боями, либо использовались для разрешения споров, а так же в судебной практике. В последнем случае подобный поединок назывался "поле" и применялся как судебное доказательство: он служил для окончательного подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Самые выдающиеся одиночные бойцы охотно брались боярами "под свое крыло" - они кормились с барского стола и осыпались всяческими милостями, а бояре бились об заклад, сводя их в поединках для своей потехи.

Местами проведения боев в летнее время выбирались "обширные" места - городские площади, поляны. Зимой "потеха" происходила чаще всего на льду рек или озер. Бои проводились во время русских народных праздников, большинство из которых на Руси проходятся на зиму. На поединки выходили в валенках и полушубках, что накладывало определенный отпечаток на технику боя. Удары наносились так, чтобы пробить теплую одежду - с использованием веса всего тела. Большинство кулачных боев были "правильными", т.е. проводившимися по правилам. Вот основные их положения:
  • биться "по любви" - то есть не иметь на противника злобы,
  • не бить лежачего противника,
  • не бить сзади,
  • не таить в кулаке тяжелых предметов,
  • не ставить подножек и не захватывать одежды противника,
  • не бить ногами (удар обутой ногой мог покалечить противника).
В боях "стенка на стенку" принимало участие почти все мужское население от мальчишек (!) до взрослых. Подростки "зачинали" бой, потом сходились мужчины, а в конце подключались наиболее сильные бойцы-"надёжи". Каждая стенка могла иметь два, три, четыре или больше рядов бойцов. Бились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу. Групповой бой учил стоять плечом к плечу, позволяя отрабатывать совместные действия. Развивались чувство локтя и взаимовыручка - умения незаменимые в битве. Продолжался кулачный бой до тех пор, пока одна из сторон не обращалась в бегство.

Следует сказать, что в средневековье, да и позднее, вплоть до XIX века, игры не делились на взрослые и детские. "По умолчанию" любая игра считалась взрослой, а дети просто играли в то же, что и их отцы и старшие братья.


Адриан СЕЛИН


[к содержанию номера]
Авторские права  |   Разработка сайта - LeksImage  |
Copyright © 2007-2010 АНО "Редакция газеты "Колтуши".