Газета КолтушиГазета "Колтуши"


| Новости || О газете || Рубрикатор || Архив || Фото || Видео || Контакты || Ссылки |
Редакция газеты "Колтуши" рада привестствовать Вас на страницах нашего официального интернет-представительства. Надеемся, что здесь Вы найдете для себя массу интересных и полезных статей, информационных ресурсов и фотографий.[читать приветствие целиком...]

Карта Колтуши, карта Колтушей, карта Всеволожского района, Колтуши из космоса


Полезные ссылки

Regnum.ru

Medialogia

47News.ru

LenoblZaks.ru

Lenobl.ru


[все ссылки...] 

Предлагаем вниманию читателей газеты «Колтуши» ретро-зарисовки Т.К. Михалковой, посвященные истории автобусных маршрутов, курсировавших между Пороховыми, Колтушами и Воейково во второй половине прошлого века. Зарисовки эти состоят из шести небольших частей - в каждом очередном выпуске газеты будет публиковаться одна часть. Автор выражает признательность В.А. Пастухову, Г.В. Пастуховой, А. А. Батуриной и Т.К. Ястребовой за дополнения и уточнения, позволившие представить информацию в наиболее достоверном и полном виде, а также - за предоставленные фотоматериалы.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СТАРАЯ ОСТАНОВКА. МАРШРУТ № 428 И ДРУГИЕ.

Маршрутное такси № 532 за 35 минут домчит Вас от станции метро «Ладожская» до поселка Воейково. Поездка комфортабельна: как правило, Вы сидите, «пазики» ходят достаточно часто. Но ТАК было не всегда. К нам, в Воейково, да и в Колтуши, нельзя доехать на электричке, автомобильная трасса - единственный доступный способ сообщения в этих местах.

… Как-то, «порывшись» в Интернете, я обнаружила, что маршрут «Пороховые (улица Коммуны) - Воейково» упоминается в числе пяти самых старых автобусных маршрутов, сохранившихся неизменными на протяжении почти полувека: он существует с 1950 года! Автобус в Воейко-во имел сначала № 28, он ходил от остановки «на Пороховых», которая находилась рядом с тем местом, где было автобусное кольцо. В Интернете я нашла сведения, что остановка была перенесена на улицу Коммуны (чуть дальше от «кольца») в 1957 году, но мне думается, что это произошло лет на пять позже (поскольку в нашей семье сохранился любительский фильм начала 60-х гг., где запечатлено, как я сажусь в воейковский автобус, и «действие» происходит еще на «старой» остановке). Около 1959 года (по другим данным с 1963 г.) № автобуса стал 128, позже уже 428 (цифра «4» указывала на то, что это автобус пригородный ). Интересно отметить, что, когда маршруты всеволожского направления перенесли к станции метро «Ладожская», № 428 еще был сохранен - он курсировал в период с 1999-го по 2005 годы, и позже - еще небольшой отрезок времени.

«Пороховые» получили свое название по располагавшимся здесь пороховым складам. Строительство Пороховых заводов на Охте было начато по указу Петра Первого в 1715 году. Про «Пороховые» вообще и про Пороховые заводы в частности можно найти немало забавных вещей. Так, поскольку работа на Пороховых заводах была небезопасна и часто случались взрывы, «в народе» бытовали следующие частушки: «Если жизнь не надоела, Не люби пороходела. Если хочешь быть в живых, Уходи с Пороховых».

Район этот и прилегающие к нему были до 70-х г г. прошлого века достаточно заштатными, в 70-ые здесь началась бурная застройка весьма уродливыми (по современным меркам) панельными домами. Кое-кто, возможно, тогда ностальгировал по временам, если и не петровским, то все же достаточно отдаленным, когда Пороховые являлись дачной местностью.

Потом в «округе» появились улицы с «одиозными» названиями - проспект Наставников, Ударников, Энтузиастов, улица Передовиков, за что район «Ржевка-Пороховые» в народе получил название «Страны дураков» или «Района идиотов». Но все это было уже много позже.

Я помню старую деревянную остановку, крашеную в зеленый цвет, внутри была широкая лавка для сидения. Остановка находилась недалеко от кинотеатра «Звездочка», небольшого желтого здания на углу. По-моему, я была в этом кинотеатре всего раз или два, и то из чистого любопытства. Здание это просуществовало довольно долго, даже уже после того, как кинотеатр закрыли. Затем дом снесли, и чуть далее этого места позже появились рыночные ряды, где можно было приобрести прекрасные грибы и ягоды, а также вязаные изделия из чистой шерсти, кустарного и фабричного изготовления.

По другую сторону от остановки располагалось автобусное кольцо - довольно широкая площадь, где «ждали» своего рейса наши автобусы. Там же находилось небольшое одноэтажное здание, опять же крашеное в желтый цвет, где была диспетчерская, комната отдыха водителей, душевая, туалет и столовая - все на уровне почти «неандертальском» - грязно, тесно, душно; туалет - «очко».

Существовало расписание, оно висело, как это обычно бывает, на плакетке с номером автобуса. Там же, где воейков-ский (он ходил реже), были и всеволожский, и специальный колтушский (который ходил каждые 20 минут), и редко курсировавшие автобусы на Дубровку и Озерки, то есть, почти все, как теперь. Выше упоминалось, что воейковский автобусный маршрут является одним из старейших НЕ ИЗМЕНИВШИХСЯ маршрутов.

Маршруты № 426 (Пороховые - Павлово) и № 427 (Пороховые - Всево-ложск) - менялись, первый - в 1971 году, второй в - 50-х гг. прошлого века, однако, ПО ВРЕМЕНИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ они - старше воейковского. Всеволожский автобус начал курсировать еще в 1946 году, а № 426 - на год позже. № 429 (Пороховые - Озерки) появился в 1957 году, а № 430 (Пороховые - Красная Звезда) - в 1952-м. В 1963-м году возник маршрут № 430 А (Пороховые - Мяглово).

Автобусы, что называется, «брали с бою» - посадка была «горячей». Вот такой момент «зимней посадки» мой папа заснял на только что купленную любительскую кинокамеру - это была одна из его первых съемок. Я ездила обычно с бабушкой, уже старенькой и больной, и моей задачей было «заскочить» в переднюю дверь одной из первых, чтобы занять переднее сидение справа. Я садилась у окна, бабушка рядом, и путешествие начиналось.

А для меня поездка в Воейково, сколько бы раз она ни предпринималась, всегда была именно путешествием. Я любила разглядывать дорогу, отмечая даже небольшие изменения по пути - летом поездки были нечасты, мы жили в Воей-ково «безвылазно», большая часть «рейсов» осуществлялась осенью и весной, зимнее путешествие доставляло истинную радость - уже по пути из Ленинграда я окуналась в чистый белоснежный мир, который дарил массу положительных эмоций и предвкушение приятных зимних лыжных вылазок.

Однако, вернемся к посадке в автобус. На уже упоминавшейся кинопленке видно, как я, школьница, «дежурила» в очереди на посадку, как старалась правильно выбрать место, чтобы оказаться напротив двери, когда автобус придет, и, наконец, с каким азартом «заскакивала» внутрь - это было кульминацией всего действа. Как правило, мои усилия заканчивались успешно (за долгие годы я поднаторела в этом деле), но поражения бывали особенно обидны, и иногда я не могла сдержать слез (особенно, когда мне не удавалось занять для бабушки сидения, и она стояла всю дорогу - место в «пригородных», как теперь, так и раньше, уступать было не принято).

Восстанавливая в памяти полу стершиеся «картинки» времен детства, я не смогла, к сожалению, вспомнить, сколько стоил тогда билет, помнила только, что какие-то копейки. Коренные воейковцы подтвердили: проезд от Пороховых до Воейкова во второй половине 50-х г г. прошлого века стоил 25 копеек; от Воейкова до Колтушей можно было доехать за «пятачок».

Позже остановку пригородных автобусов перенесли на улицу Коммуны, совсем недалеко от прежнего места. Я помню, что там последовательно было выстроено несколько «навесов для ожидания» - «навес» более современного дизайна сменял устаревший. Рядом были ларьки. На «развалах» на улице часто торговали жареными пятикопеечными пирожками сомнительного качества, но «народ» брал, особенно зимой, ждать ведь приходилось иногда подолгу.

Сама «улица Коммуны» стала именоваться таковой почти сразу после Революции: по одной версии - с 1918, по другой - с 1922-го года. Ранее (с 1896 г.) участок пути от нынешнего проспекта Косыгина до нынешнего шоссе Революции носил название «Колтушского шоссе».


Татьяна МИХАЛКОВА


[к содержанию номера]
  © АНО «Редкация газеты «Колтуши».
© Дизайн и поддержка — студия Лекс Имидж, ГК 
«Лекс Медиа», 2007.