Интервью губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова газете «Известия»
Собеседником
«Известий» по актуальной теме о традициях и инновациях в образовании
сегодня стал Валерий Сердюков - губернатор области, в буквальном смысле
слова обнимающей культурную столицу России. Отвечая на вопросы
шеф-редактора петербургского выпуска газеты Сергея Ярошецкого,
губернатор ни разу даже не заглянул в справочные материалы, заботливо
подготовленные помощниками, - незачем было, эта тема в Лениниградской
области всегда номер один, и знает ее руководство региона наизусть.
«Известия»:
Первый вопрос покажется, наверное, неожиданным. Правда ли, что
Ленинградская область наследует опыт Ленинграда в подготовке рабочих
кадров? Известно, что город под именем Ленина и под управлением первого
секретаря обкома КПСС Г.В. Романова был, как говорили в советское
время, застрельщиком в деле создания профессионально-технических училищ.
Валерий
Сердюков: Да, заслуги Григория Васильевича в формировании сильной
системы профтехобразования в Ленинграде и Ленинградской области
очевидны. Тогда я работал в другом регионе, но хорошо изучил
достоинства этой системы впоследствии. На территории нынешней
Ленобласти действовало 27 ПТУ с чрезвычайно сильной
материально-технической базой, 17 из них - сельскохозяйственного
направления. Размещались они по территориальному принципу, на главных
усадьбах хозяйств, например, в Горелово. Были и ПТУ, готовившие кадры
для лесного комплекса: заготовки и переработки леса, в том числе и в
крупных промышленных центрах. Таких как Кириши, Волхов, Сланцы.
Четыре
года назад профтехучилища с федерального уровня передали нам,
правительству Ленобласти. Сегодня их 18. Там готовятся специалисты
разного профиля. Иногда я критикую наше образовательное ведомство, что
выращиваем чересчур много бухгалтеров, кассиров, специалистов по пошиву
головных уборов. Впрочем, эти профессии тоже нужны. Мы ведь учим
рабоников не только для бюджетной сферы, а для экономики в целом.
Сельскохозяйственное направление представлено сейчас 9 училищами.
Конечно,
по сравнению с советским временем мы здесь многое потеряли - и сами
дети, и их родители стремятся сразу к высшему образованию. Причем
действует коммерческая схема получения диплома, из-за которой на
университетскую скамью попадают кто надо и не надо. Престиж рабочих
профессий при этом в значительной степени утрачен. Но мы все-таки нашли
способ наполнять учащимися наши училища. Сейчас готовится один из
поддерживающих систему профтехобразования законов - о предоставлении
льгот предприятиям, обеспечивающим учебно-производственную практику.
Технологическое
оборудование теперь меняется часто - примерно раз в четыре года.
Поэтому закупать для учебных целей, скажем, аппараты машинного доения -
чересчур накладно, они уже через несколько лет устареют. А ведь на
современной ферме уже не отдельные аппараты - целый доильный зал с
компьютерным управлением. Так что сельскохозяйственное училище в
поселке Мичуринский имеет договор с Краснозерным сельхозпредприятием. И
всю практическую подготовку ребята проходят на производстве, где есть
современная техника. Так же ставится вопрос и в случае промышленного
предприятия.
Например, Тихвинский сборочный завод «Титран»
должен предоставить возможность прохождения учебно-производственной
практики, а система профтехобразования готовит для него рабочие кадры.
Зачем нужен закон? Чтобы, с одной стороны, создать стимулы для
промпредприятий, с другой - защитить юношей и девушек, попадающих в
новую для себя производственную среду. Это как раз то, на что нас
нацеливал президент страны в своем недавнем выступлении. Десять тысяч
человек учится у нас в системе профтехобразования, и в существенной
степени это госзаказ, при формировании которого учитываются
приоритетные направления экономического развития области.
Многие
незащищенные, «проблемные» ребята сразу после школы идут учиться
рабочей профессии и гарантированно получают работу. Для получения
профессии, скажем, токаря-карусельщика достаточно одного года - и можно
выходить на работу. А за три года училище дает прекрасное образование с
крепкой теоретической и практической основой, которое позволяет
продолжить обучение в вузе.
«Известия»: В высшем образовании
сегодня тоже «правит бал» госзаказ - недаром ведь на уровне руководства
страны звучат заявления, что готовится слишком много юристов и что
некоторые вузы пора закрывать. С какими высшими учебными заведениями
сотрудничает правительство Ленинградской области, кому заказывает кадры?
Валерий
Сердюков: На мой взгляд, есть несколько касающихся высшего образования
проблем, созданных в предыдущие годы. Это, во-первых, предоставленная
после 1995 года вузам возможность неограниченного приема на
коммерческой основе. Психология родителей ясна: хоть на последнюю
копейку, но чадо должно получить высшее образование по какой ни попало
специальности. В результате уже после вуза вчерашний студент приходит к
нам в ПТУ, в течение года получает рабочую профессию и идет работать.
Вторая
проблема - это безрассудное, без надлежащей проработки открытие
филиалов чуть ли не в каждой деревне. В Киришах, например, мы готовим
инженеров космической аэродинамики - разумно ли это? Почему эта
ситуация сложилась в «лихие 1990-е», когда родителям не хотелось
отпускать детей далеко от себя и они предпочитали работу в филиале -
понять можно. Но времена переменились! Вузы должны иметь хорошую базу.
И научную, и учебно-методическую, и лабораторную. В филиалах в
большинстве случаев это невозможно создать, поэтому их и необходимо
сокращать.
Что касается самих вузов, Ленинградская область имеет
сегодня соглашения на основе государственного заказа с Университетом
культуры, с Сельскохозяйственным университетом, Финэком и с так
называемым Большим, то есть Санкт-Петербургским государственным
университетом, с Педагогическим университетом имени Герцена. Им мы
заказываем подготовку тех специалистов, которых впоследствии
трудоустраиваем. Мы ответственны за них. А если выпускается специалист,
подготовку которого мы не заказывали, - такой трудоустроится не всегда.
Поэтому
мое мнение - ограничить прием на коммерческой основе в вузах, потому
что вуз не может в таком случае нести никаких обязательств по
дальнейшей судьбе подготовленного специалиста. Те же, кто готовится по
госзаказу, обеспечиваются и жильем, и достойной заработной платой, и
другими условиями. Более миллиарда рублей в этом году направляется на
программу «жилье для молодежи».
«Известия»: Для чего
Ленинградской области нужны собственные, ей самой принадлежащие вузы –
ведь затраты на их содержание, наверное, тоже огромны?
Валерий
Сердюков: У нас действительно есть государственные вузы, и главный из
них - Ленинградский государственный университет имени Пушкина, который
в качестве основной задачи готовит специалистов для системы
образования: дошкольного, школьного и профессионального. В начале
1990-х годов, да и раньше, Пединститут имени Герцена как базовый
недостаточно обеспечивал Ленинградскую область учителями. Все-таки 1
миллион 715 тысяч населения в Ленобласти - это, соответственно, около
150 тысяч учащихся в средних образовательных учебных заведениях и в
системе профессиональной подготовки.
Проблема
неукомплектованности учителями была одной из основных еще с советских
времен. А сегодня этой проблемы в нашем регионе нет. И можно сказать,
что решился данный вопрос благодаря Университету имени Пушкина. В
Герценовский поступают со всей России и после завершения учебы
разъезжаются по домам. Зато Университет Пушкина направлен на работу
именно с ребятами из Ленобласти: они знают землю, понимают и принимают
свойственный нашей области жизненный уклад, характерный для нее быт,
так что после окончания вуза легко и быстро входят в областную жизнь.
Университет
Пушкина имеет хорошую базу - и научную, и учебную, и лабораторную, и
спортивную, так что подготовка специалистов здесь обеспечена всем
необходимым. То же можно сказать об Институте экономики и финансов в
Гатчине, ориентированном на подготовку кадров для нашего сельского
хозяйства, лесного комплекса, транспортной и жилищно-коммунальной
сферы, где постоянно требуются и плановики, и экономисты. Выпускников
наших вузов, насколько я знаю, с большим удовольствием принимают у нас
на работу, чем даже из Московского государственного университета.
«Известия»:
Как в областных вузах - и, в частности, в Университете имени Пушкина,
решается вопрос научных кадров? Ведь высшая школа не случайно связана с
наукой: сильный педагог очень часто одновременно является талантливым
ученым, которому необходим научный рост.
Валерий Сердюков:
Насколько я знаю, эта проблема в Университете имени Пушкина давно
решена - там действуют диссертационные советы, и кандидатские, и
докторские, и возможности для научного роста созданы более чем
достаточные. А судить о качестве подготовки специалистов в ЛГУ имени
Пушкина можно уже по тому, что за последние два года по результатам
Единого государственного экзамена Ленинградская область держит планку
выше общероссийской - и это практически по всем предметам, изучаемым в
школе. Так что учителя приходят очень сильные. На проходившей недавно в
Ленобласти Всероссийской конференции по вопросам образования нам была
дана довольно высокая оценка.
«Известия»: Во многих вузах придают большое значение спорту...
Валерий
Сердюков: Только вчера мне стало известно, что баскетбольная команда
ЛГУ имени Пушкина заняла первое место среди вузов Санкт-Петербурга. Эта
команда является 5-кратным чемпионом мира среди университетов. На нашем
университетском ринге занимаются студенты, ставшие призерами
чемпионатов России по боксу. Условия для достижения таких спортивных
результатов продолжают нами создаваться: мы строим и в этом году
завершим строительство бассейна в Горбунках с солидной тренировочной
базой и на воде, и в «сухих» залах.
«Известия»: В России идет
реформа образования. Мы не раз писали о том, что для города
Санкт-Петербурга основные положения реформы - этап уже пройденный. А
для Ленинградской области?
Валерий Сердюков: Для нас тоже в
реформе мало нового - давно действует подушевое финансирование, причем
введены коэффициенты для сельских школ. Именно на дорогах Ленинградской
области появились первые желтые школьные автобусы, которые были
приобретены работающими на нашей территории «Сургутнефтегазом» и
«Лукойлом». Третий год - постепенно, как полагается - происходит
переход на новые стандарты образования, здесь много наработок. Вообще,
школа на селе в некотором смысле проще решает свои проблемы, потому что
она ближе к родителям. В небольших городах и школа, и учителя хорошо
всем знакомы и пользуются гораздо большим доверием, чем в мегаполисе.
[к содержанию номера]