Газета КолтушиГазета "Колтуши"


| Новости || О газете || Рубрикатор || Архив || Фото || Видео || Контакты || Ссылки |
Редакция газеты "Колтуши" рада привестствовать Вас на страницах нашего официального интернет-представительства. Надеемся, что здесь Вы найдете для себя массу интересных и полезных статей, информационных ресурсов и фотографий.[читать приветствие целиком...]

Карта Колтуши, карта Колтушей, карта Всеволожского района, Колтуши из космоса


Полезные ссылки

Regnum.ru

Medialogia

47News.ru

LenoblZaks.ru

Lenobl.ru


[все ссылки...] 

Проезжая сегодня по Колтушскому шоссе - в собственной машине, рейсовом автобусе или маршрутном такси, - безусловно, далеко не все водители и их пассажиры знают о том, что, по сути, они преодолевают один из участков древней торговой дороги - «пути из варяг в греки», как называет его летописец Нестор в «Повести временных лет».

Десять столетий назад основным «видом транспорта» был водный. С наступлением теплого времени года караваны судов двигались в обе стороны от Господина Великого Новгорода через Старую Ладогу по Волхову, Ладожскому озеру и Неве. На некоторых не слишком удобных участках водный путь дублировался сухопутными дорогами, в том числе в обход невских порогов, серьезно затруднявших тогда судоходство. Древняя дорога из Орешка в Канцы (или из Нотебурга в Ниеншанц) - это и есть основное направление современного Колтушского шоссе.

Приближаясь к развилке, автомашины преодолевают участок между Колтушским озером и зеленым массивом, в начале которого стоит новый деревянный храм Святого праведного Иоанна Кронштадтского, освященный 4 июля 1997 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. Два века назад на этом месте находилась усадьба Чоглоковых, занимающих особое место в истории Колтушей, и зеленый массив - это остатки некогда великолепного парка, на обустройство которого местные помещики положили когда-то значительные силы и средства.

В прошлой статье, посвященной Военной галерее Зимнего дворца (см. газету «Колтуши» № 17 от 30 июня 2012 г.), мы обещали вглядеться пристальнее в один из представленных в ней 332-х портретов - генерал-лейтенанта Павла Николаевича Чоглокова. Художник Джордж Доу написал его в 1825 г. с натуры, следовательно, дошедший до нас облик знаменитого владельца Колтушской мызы является достоверным прижизненным изображением.

Принято считать, что Павел Чоглоков родился в Петербурге 18 января 1772 г. (здесь и далее в настоящей статье все даты указаны по старому стилю); встречающийся иногда в публикациях год 1774-й, скорее всего, является ошибкой. Его отцом был Николай Николаевич Чоглоков, кстати, троюродный племянник самой императрицы Елизаветы Петровны, а в те времена и семиюродное родство не считалось таким уж далеким.

С другой стороны, в литературе начиная с 1870-х гг. повсеместно повторяется занимательный рассказ о том, что Н. Н. Чоглоков, в течение 15 лет содержавшийся в различных крепостях за покушение на убийство в Ревеле барона Унгерн-Штернберга, в заключении сумел жениться на дочери коменданта Шлиссельбургской крепости (куда направлялись только важнейшие государственные преступники) Алексея Федотовича Бередникова - того самого, который упоминается в любой книге о екатерининском царствовании в связи с заговором подпоручика Василия Мировича, в результате которого был убит тайный узник крепости - давно низложенный император Иоанн Антонович… Но бывший майор Н. Н. Чоглоков, родившийся 31 января 1749 г. и имевший в своем браке 8 детей, отбывал наказание с 1775 г. , и если это действительно так, получается, что в дате и месте рождения по меньшей мере одного из его сыновей - Павла содержится некий секрет, раскрыть который пока не представляется возможным.



По традиции, идущей от времен Петра I, любому русскому дворянину было необходимо иметь хоть какой-то офицерский чин - для того чтобы занимать соответствующее положение в обществе. Манифест «О даровании свободы всему российскому дворянству», 18 февраля 1762 г. подписанный императором Петром III, в этом отношении почти ничего не изменил. Дворяне освобождались лишь от обязательной для них 25-летней непрерывной гражданской или военной службы (то есть могли выходить в отставку в любое время по своим обстоятельствам), но по требованию правительства должны были немедленно являться для службы в действующей армии в военное время. Историческая же эпоха была такова, что для России не успевала окончиться одна война, как вскоре уже начиналась новая.

Павел Николаевич Чоглоков обучался в петербургском Сухопутном Шляхетном кадетском корпусе (занимавшем Меншиковский дворец), по окончании которого получил 8 июня 1790 г. чин поручика. Выйти в отставку, как тогда говорили, «для проживания в собственных имениях» он не мог (по причине отсутствия таковых, а значит, и собственных средств к существованию) и поступил в Псковский мушкетерский полк. Далее по этапам его боевого пути можно изучать едва ли не всю военную историю России 1790-1814 гг.

Из Псковского полка П. Н. Чоглоков почти сразу же был переведен в гребной флот на Балтику. По-видимому, это произошло по его же инициативе, поскольку шла очередная русско-шведская война, на которой можно было бы заслужить отличие.

Однако военно-морские силы Швеции к тому времени были окончательно подорваны, и 3 августа 1790 г. она заключила с Россией мирный договор.

Следующие военные действия пришлось ожидать, впрочем, недолго - восстали поляки, и П. Н. Чоглоков, по собственному желанию, был назначен в войска, командующим которых императрица Екатерина II определила генерал-аншефа А. В. Суворова (служить под его началом считалось честью для любого русского офицера). Участвуя во многих стычках и сражениях, в том числе в знаменитом штурме укрепленного варшавского предместья Прага, П. Н. Чоглоков получил за эту войну не только два чина, но и был награжден - «во всемилостивейшем уважении на усердную службу и отличное мужество» - высшим военным российским орденом Святого Георгия IV степени за № 611.

В Европе же начиналась новая историческая эпоха, получившая название Наполеоновских войн. Российская армия принимала в них самое деятельное участие.

В 1798 г. Павел Чоглоков, служивший в Кексгольмском мушкетерском полку, был произведен в подполковники. В этом же году его отец Николай Николаевич с личного разрешения Павла I приобрел Колтушскую мызу - самое большое землевладение Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии (в том числе включавшее и деревню Пороги на правом берегу Невы), но с условием жить там безвыездно.

Родство передает потомкам славу предков, но не их пороки. Однако немилость императора, отличавшегося причудливым смешением черт характера и свойств души, все-таки коснулась Павла Николаевича - 30 июня 1799 г. он был отправлен в отставку за какое-то упущение на параде (Павел I обожал подобные мероприятия и не терпел даже малейших недоразумений на них, за что в его царствование фактически безвинно пострадало множество офицеров).

Вернуться на службу в свой полк П. Н. Чоглоков смог только 4 ноября 1800 г. , то есть при императоре Александре I, причем спустя уже 3 дня стал полковником. В 1803 г. Чоглоков был назначен командиром Кексгольмского полка, с которым и совершил европейскую кампанию, приняв участие в русско-австро-французской войне 1805 г. в составе корпуса П. А. Толстого, занявшего Померанию и Ганновер и осаждавшего крепость Гаммельн. Другими командующими в русской армии

были в этой войне М. И. Кутузов и П. И. Багратион. После неудачного Аустерлицко-го сражения 20 ноября 1805 г. русские войска были отведены в Россию.

На следующий год Чоглокову поручили сформировать собственный полк, получивший название Перновского. В 1807 г. в сражениях у восточно-прусских городов Гейльсберга (29 мая) и Фридланда (2 июня) он проявил себя как храбрый и знающий полковник. Однако последнюю битву наполеоновская армия все-таки выиграла и вышла к границам России. Император французов не решился перейти в тот раз Неман, но Александр I все-таки вынужден был заключить невыгодный для России Тильзитский мир и присоединиться к континентальной блокаде Англии.

П. Н. Чоглоков же со своим Перновским полком отправился в Финляндию - Россия в союзе с Данией начинала войну против Швеции. 21 апреля 1808 г. он участвовал в занятии островной крепости Свеаборг, защищавшей Гельсингфорс с моря. После пятичасового сражения у мызы Лемо со шведским десантом Чоглоков был 24 июня 1808 г. произведен в генерал-майоры.

Таким образом, его путь военного к генеральскому званию был, в целом, тради-ционен для способного армейского офицера того времени, хотя и достаточно скор - всего-то за 18 лет, в отличие от генерал-фельдмаршалов М. Б. Барклая де Тол-ли и М. И. Кутузова (см. предыдущую статью).

Впереди были Отечественная война 1812 года и заграничные походы русской армии 1813-1814 годов.

Окончание в следующем номере


Геннадий МАРТЫНОВ


[к содержанию номера]
  © АНО «Редкация газеты «Колтуши».
© Дизайн и поддержка — студия Лекс Имидж, ГК 
«Лекс Медиа», 2007.