Газета КолтушиГазета "Колтуши"


| Новости || О газете || Рубрикатор || Архив || Фото || Видео || Контакты || Ссылки |
Редакция газеты "Колтуши" рада привестствовать Вас на страницах нашего официального интернет-представительства. Надеемся, что здесь Вы найдете для себя массу интересных и полезных статей, информационных ресурсов и фотографий.[читать приветствие целиком...]

Карта Колтуши, карта Колтушей, карта Всеволожского района, Колтуши из космоса


Полезные ссылки

Regnum.ru

Medialogia

47News.ru

LenoblZaks.ru

Lenobl.ru


[все ссылки...] 

Лето в разгаре, и туристический сезон, за счет которого даже живут отдельные зарубежные страны, тоже. Для кого-то отпуск, увы, уже закончился, для кого-то он еще впереди. В любом случае жаль терять прекрасные выходные дни, и множество активных петербуржцев устремляется за город не только на свои дачные участки или для отдыха на природе с корзинками и удочками, но и для того, чтобы посетить достопримечательности. Экскурсионно-туристический потенциал Ленинградской области необычайно велик - и об этом не устают повторять на всех уровнях, изо всех сил зазывая потенциальных туристов посетить то, осмотреть это…

Однако как обстоит дело с транспортной доступностью таких мест? До сих пор нет прямых автобусных рейсов из Петербурга в Старую Ладогу - разрекламированную первую столицу Древней Руси. Тяжелая и выматывающая дорога ожидает тех любознательных туристов, кто не обладает личным автотранспортом, но желает посетить за один день Лодейное Поле или Тихвин… Правда, названные туристические объекты расположены на значительном удалении от культурной столицы. Но и попасть в какой-нибудь музей в области, находящийся на расстоянии не более часа езды на автобусе или маршрутке от конечной станции метро, оказывается, тоже не так-то легко.



Вот, например, крепость «Орешек» - достопримечательность не менее «раскрученная», чем Старая Ладога. До Шлиссельбурга от станции метро «Улица Дыбенко» можно добраться всего-то минут за сорок… После чего проблемы сразу же и начинаются: крепость-то, имеющая статус филиала Государственного музея истории Санкт-Петербурга, - расположена на острове, который мостами с материком не соединен.

Когда-то, при советской власти, которую сейчас принято только ругать, между правым (поселок имени Морозова) и левым (город Петрокрепость, ныне Шлиссельбург) берегами Невы многие десятилетия существовала официальная переправа: с 5 часов утра до 1 часа ночи неустанно совершал рейсы теплоход «Тургенев».

Той переправы давным-давно уже нет - она канула в Лету вместе с советской властью и ее сельскими и городскими советами. Возникшие же на их месте муниципальные образования то ли принуждены, то ли обязаны вести себя как самые настоящие удельные князьки периода феодальной раздробленности Русского государства. Тесная взаимосвязь между густонаселенными берегами в самом истоке Невы (современные Всеволожский и Кировский муниципальные районы Ленинградской области) практически прервалась.

Музей же на острове Ореховый, впервые открытый еще в 1927 г., функционировать отнюдь не перестал, и желающих посетить его более чем достаточно.

Тем не менее информации о нем на причале в Шлиссельбурге, от которого он расположен буквально в 800 метрах, нет никакой. Стоит будка с надписью «Сувениры», и торгующая в ней двумя буклетами и минералкой дама охотно дает пояснения всем желающим, что музей в крепости работает, но официальной переправы туда никакой нет.

Оказывается, для того чтобы попасть на остров, необходимо договариваться с частниками на катерах (75 рублей в одну сторону), но их полиция гоняет, потому что работают без разрешения. Вероятно, до острова можно добраться и вплавь…



Приспособленное для перевозки людей судно «Айгюн» (тип «Такелажница»), построенное в 1964 г., доставляет на остров и с острова только сотрудников музея, утром и вечером. Еще бы! Надо же кому-то плату за вход в крепость собирать (цена взрослого билета составляет 160 рублей, экскурсия оплачивается отдельно) с тех «неорганизованных» туристов, кто все-таки сумел сюда добраться! Тот же «Ай-гюн» перевозит на остров только заранее заказанные «организованные» группы, которые весьма редки.

Впрочем, не стоит отчаиваться: в великолепный воскресный день 29 июля, ровно через 1 час и 45 минут упорных поисков, частные катера всё-таки нашлись (возможно, потому, что у полицейских закончился рабочий день). Автор настоящей статьи вместе с другими «неорганизованными» смог наконец и на остров попасть, и за вход на него заплатить. Но сколько же людей, ставших жертвами собственной любознательности, своего шанса не дождались, уехали, и выходной день оказался для них безнадежно испорчен? По наблюдениям автора, не забывшего, что он еще и журналист, за указанное время почти безнадежного ожидания подходивших к пристани желающих переправиться в «Орешек» оказалось не менее 200 человек…

Директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга А. Н. Колякин в интервью газете «Санкт-Петербургские ведомости» 20 июля 2012 г. утверждает, что все его филиалы убыточны, прибыль приносит только Петропавловская крепость (информация с сайта www.spbvedomosti.ru). Не потому ли, что на Заячий остров ведут сразу два моста, построенные еще в XVIII-XIX веках? А если бы наши далекие предки об этом не позаботились, сегодня туристам в центре Петербурга тоже предлагалось бы попадать на него вплавь или искать частника?

Уважаемому А. Н. Колякину следовало бы не рассуждать об «убытках» и о том, что «точного учета» посетителей Петропавловской крепости не ведется, а усилить планомерную ежедневную работу для сокращения, а еще лучше – полной ликвидации «убыточности». В данном случае совместно с соответствующими организациями давно пора наладить официальную переправу для всех желающих на переделанной «Такелажнице» по твердому расписанию хотя бы в выходные дни, когда в крепость «Орешек» направляется наибольший поток туристов. Люди все-таки на историко-культурный отдых надеются и готовы платить за удобства, но в реальности обречены на «альтернативу» - получать сомнительное удовольствие, подолгу отыскивая частника, чтобы в течение пары минут прокатиться с ветерком на хлипкой посудине, куда еще не каждый и забраться-то сможет из-за состояния причалов в Шлиссельбурге и на острове Ореховом…

Впрочем, это претензия не к музею - за причалы, если они вообще не бесхозные, отвечает совсем другая структура, как и за то, что деньги честных налогоплательщиков за подобную «переправу» без следа оседают в чьих-то карманах.

Невозможно представить, чтобы г-н директор столь значительного городского музея ничего не знал о проблемной ситуации с подведомственным, то есть «вверенным» (как говорили в таких случаях до революции) ему, филиалом, от которой напрямую зависит его посещаемость, а соответственно - и доходы. Однако официальной переправы на остров-музей все-таки нет…

Нетрудно догадаться: при получении запроса музей, разумеется, ответит, что содержать официальную переправу за плату в 150 рублей в обе стороны (тариф частного извоза) невыгодно, сколько бы туристов за период навигации (музей работает только с 1 мая по 31 октября) ни посетило остров.

К слову, на официальном сайте музея (www.spbmuseum.ru) указано, что крепость «Орешек» открыта для посещения без выходных с 10 до 17 часов, а в буклете, который продается в сувенирной будке у причала в Шлиссельбурге, немного иное: с 10 до 18 часов. А на будке, что при входе на сам остров, сообщается и вообще нечто третье: с 10 до 17 часов по рабочим дням, и с 10 до 19 часов по выходным.

Официальную статистику проданных билетов, а следовательно, и общее число посетивших Государственный музей истории Санкт-Петербурга и его филиалы, на сайте музея увидеть не удалось, хотя объявить об этом совсем несложно: входные билеты - документы строгой отчетности, на каждом из них нумератором проставлен порядковый номер.



Вид на крепость Орешек, XVI век

Не потому ли и нет обнародования точной статистики, и часы работы расходятся, что таким образом гораздо удобнее рассуждать об «убытках» и получать под них бюджетные дотации? А если вдруг задумают их не выдать, то ведь и «гибелью культуры» в современной России припугнуть можно.

Между тем «в 2011 году Государственный музей истории Санкт-Петербурга получил в рамках проекта «Castle to Castle» («От замка к замку, от крепости к крепости») грант на создание в Шлиссельбургской крепости «Орешек» – филиале Государственного музея истории Санкт-Петербурга – многофункционального информационного центра. Начало работы центра запланировано на 2014 год» (информация с того же сайта www.spbmuseum.ru).

Вот только незадача – не станет ли этот информационный центр полностью виртуальным, если реальный доступ на остров, где уже семь веков находится крепость, для всех желающих по-прежнему будет зависеть лишь от случайного везения?..

Впрочем, доживем 
увидим.


Геннадий МАРТЫНОВ



[к содержанию номера]
  © АНО «Редкация газеты «Колтуши».
© Дизайн и поддержка — студия Лекс Имидж, ГК 
«Лекс Медиа», 2007.