|
В
преддверии Нового года мы с подругой решили съездить в Выборг. День
выдался снежный, и даже немного вьюжный, что для нынешнего декабря в
наших широтах вовсе не было характерным, и скорый поезд
«Санкт-Петербург-Выборг» за полтора часа домчал нас до места
назначения. На вокзале нас встречала милая выборжанка, знакомая моей
подруги, из уст которой мы вскоре услышали, что у Выборга много
проблем, и проблема, как называть жителей этого города, - «выборжцами»
или «выборжанами» - отнюдь не самая главная.
 Мы остановились в
мини-отеле с громким названием «Атлантик», расположившемся в бывшем
епископском доме на улочке, именовавшейся «Подгорная». Отель оказался
чудесным и внес дополнительную ноту в колористическую гамму западного
средневекового города, и хотя мы не побывали в Выборгском замке, не
посетили Круглую Башню и заснеженный парк Монрепо, впечатление о
предновогоднем Выборге, не так щедро иллюминированном, как Петербург, с
весьма скользкими тротуарами, покрытыми ледяной корочкой, скудным
освещением боковых улочек и рано закрывающимися магазинами, осталось
как о городе очень самобытном, очень уютном, населенном приветливыми и
доброжелательными людьми, всегда готовыми пойти тебе навстречу. Отчасти
это объяснимо: приезжих сейчас не так много, и хозяева сувенирных лавок
-сама любезность, но не менее любезно будут разговаривать с Вами и в
уличном кафе, и в книжном магазине, и на рынке, и просто - случайные
прохожие на улице, если Вы обратитесь к ним с вопросом. Такое отношение
я нередко замечала в не очень больших городах, где жизнь - с виду -
протекает неспешно. Но это только на первый взгляд.
Мы приобщились фактически лишь к двум сторонам этой выборгской жизни - времени для знакомства было меньше суток.
Сначала скажу об основной цели нашей поездки.
Мне
давно хотелось посмотреть, как отмечается Рождество католиками или
протестантами, то есть, присутствовать на рождественской службе в ночь
с 24 на 25 декабря. Мы попросили нашу выборгскую знакомую «подобрать»
нам соответствующий храм. Таковым оказался евангелическо-лютеранский
собор свв. Петра и Павла, стоящий почти «наискосок» от православной
церкви - Спасо-Преображенского собора. Православный храм, на колокольне
которого не так давно отреставрировали колокол (о чем писали
петербургские газеты), был красиво подсвечен, отчего его бело-голубой
силуэт казался каким-то особенно загадочным в сгущавшихся сумерках.
Позже на площади перед православным собором заиграла разноцветными
огнями огромная искусственная елка.
Лютеранская же церковь
освещена не была, но там, перед входом, нас ждала своя «изюминка»
-установленный в 2009 году памятник-бюст Микаэлю Агриколе, отцу
письменности Финляндии, реформатору и миротворцу. На следующее утро мы
смогли хорошенько разглядеть монумент, а позже, уже по возвращении в
Петербург, получить о Микаэле Агриколе более подробную информацию.
Жизненный
путь Агриколы очень интересен и во многом поучителен. Он родился в 1507
году. В 1520-м одаренный юноша был послан для учения в город Выборг.
Там Микаэль взял себе фамилию «Агрикола» (т.е. «земледелец») - по роду
занятий отца, зажиточного крестьянина. Именно в Выборге Агрикола
впервые соприкоснулся с идеями Реформации и гуманизма. После 8 лет
учебы Микаэль перебрался в город Турку, став помощником епископа. Затем
- 3 года «стажировался» в Виттенберге у Мартина Лютера. Вернулся в
Турку, заняв должность ректора кафедральной школы (в Турку, у
Кафедрального собора, установлен прекрасный памятник Аг-риколе в полный
рост, работы финского скульптора Оскари Яухиайнена, 1952 г.). Первую
книгу на финском языке - букварь «ABC-Kirja» - Агрикола издал в 1543
году. Этот факт ознаменовал рождение финской письменности. Каждый год,
9 апреля, в Финляндии отмечают День финского языка или День Микаэля
Агриколы.
В 1554 году Агрикола стал первым лютеранским епископом Финляндии.
В
начале 1557 года Агрикола вместе с посольством короля Густава Вазы
поехал через Новгород в Москву к Ивану Грозному для переговоров о мире
между Россией и Швецией. Измученный тяжелой поездкой, он скончался на
обратном пути в апреле 1557 года, недалеко от Выборга (близ
современного Приморска, на мысе Кюренниеми, - там установлен памятный
знак). Таким образом, начало и конец жизненного пути выдающегося
реформатора связаны с Выборгом. В этом городе он и был похоронен.
Вероятнее всего, в Кафедральном соборе.
В 1900 году молодежное
общество г. Койвисто водрузило мемориальный камень в честь миротворца,
однако, в 1940-е годы он исчез и был возведен заново лишь в 2000-м.
Более выдающийся памятник Микаэлю Агриколе был воздвигнут в Выборге в
1908 году на средства, собранные жителями Карелии и Саво. Автор -
финский скульптор Эмиль Викстрем. Памятник был открыт перед
Кафедральным собором свв. Петра и Павла. Но, так же, как и мемориальный
камень, памятник этот пропал в заключительной стадии Зимней войны.
Считается, что финны его эвакуировали. Тем не менее, впоследствии он
обнаружен не был. Есть и другое предположение - монумент был
переплавлен в 40-41 г г. 20 века, во время советского правления. По
сохранившимся архивным документам была сделана новая отливка, и в
1993-м году изображение было помещено в библиотеку Выборга,
спроектированную Алваром Аалто.
В 2009-м году состоялась
торжественная церемония водружения памятника перед Кафедральным собором
- он вернулся на свое прежнее место. На камне же, установленном девятью
годами раньше, была помещена мемориальная доска: она воспроизводит на
трех языках -шведском, финском и русском - основные вехи биографии
выдающегося финского реформатора. Во время нашей поездки припорошенный
снегом бюст Агриколы выглядел очень романтично. Поскольку моя подруга -
специалист по финскому изобразительному искусству и шире - культуре
Финляндии, - она помогла мне в подборе иллюстраций.
Теперь
настало время сказать несколько слов об истории храма, рядом с которым,
на высоком постаменте, установлен бюст Агриколе, - в этот храм мы
направились на вечернее рождественское богослужение 24 декабря.
Следует
отметить один весьма интересный факт, касающийся двух выборгских
церквей: православного Спасо-Преображенского собора и лютеранской
церкви свв. Петра и Павла. Оба храма не только «видят» друг друга, но и
спроектированы одним и тем же губернским архитектором - Иоганом
Брокманом; Спасо-Преображенский собор построен в 1787-88 гг.,
Кафедральный собор свв. Петра и Павла - чуть позже, в 1793-99 г г.
Правда, при создании проекта лютеранской церкви И. Брокману «помогал»
Ю.М. Фельтен. Церковь свв. Петра и Павла предназначалась для шведского
и немецкого приходов Выборга. В 1839 году в соборе был установлен
орган. Дальнейшая история церкви свв. Петра и Павла, к сожалению,
типична: в советский период она использовалась как склад и клуб
моряков. В 1991 году Божия Благодать вновь снизошла на это здание,
сделав его вместилищем Веры.
… 6 часов вечера 24 декабря. В
церковь свв. Петра и Павла стекаются люди. Но их не так много, как
будет на следующее утро, в 11. Тогда и само богослужение будет носить
более торжественный, радостный характер - ведь Иисус уже появился на
свет!
В ночь на 25 декабря Рождество вместе с католиками
празднуют протестанты - лютеране, англи-кане, часть методистов,
баптистов и пятидесятников, а также 11 из 15-ти поместных православных
церквей мира, пользующихся новоюлианским календарем, который пока (до
2800 г.) совпадает с григорианским. Так же, как и католики,
протестанты, в частности, лютеране, к Рождеству устанавливают ясли и
разыгрывают сцену Рождения Спасителя. Вифлеем как бы входит в дома и
церкви, становится ближе и понятнее. Трогательно представляют сцену
вертепа (т.е. пещеры, где пастухи укрывали скот от грозы) дети, одетые
в подобающие одежды. И хотя, казалось бы, все это уже давно известно,
каждый раз Великое Таинство наполняется новым смыслом. А для кого-то и
новой информацией. Для меня, например, внове была притча о том, почему
именно ель (не пальму и не маслину) выбрали Рождественским деревом.
Обычай наряжать рождественскую елку придумали протестанты. Когда-то ель
увенчивалась фигурой Христа, впоследствии - ангелом или Вифлеемской
звездой.
Выборгский лютеранский храм - не отличается солидностью
размеров, но аскетизм внутреннего убранства, свойственный
протестантизму, визуально расширяет пространство, как бы помещая
собравшихся в большую чашу. После традиционных торжественных гимнов
звучит праздничная проповедь пастора. Он простыми словами излагает
историю о том, как в 8 г. до Р.Х. в Вифлееме проводилась очередная
перепись населения. Вифлеем находился в 130 км от Назарета, и когда
Иосиф и Мария пришли туда, Вифлеем был переполнен, и им не нашлось
комнаты, и вот Мария родила Младенца в яслях, там, где кормят животных.
Матерь Божия, спеленав, положила Младенца на сено в ясли для скота.
Волхвы увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду.
Появление ее означало пришествие в мир Божьего Сына -Мессии, которого
ждал иудейский народ. То, что для Марии и Иосифа не было места в
гостинице, стало глубоко символично для Иисуса и ожидавшей его судьбы.
Место для НЕГО нашлось только на кресте. Он искал доступ к сердцам
людей, но не нашел его. Пастор говорит о том, что Рождество в
современном мире все более приобретает светский, веселый характер,
однако, не следует забывать, что это не обычный «день рождения», это -
грустный праздник, который призывает каждого задуматься о грядущей
судьбе.
В заключение проповеди пастор говорит: «Христос мог бы
тысячу раз рождаться в Вифлееме, но это не имеет для тебя никакого
значения, если ОН хотя бы раз не родился в твоем сердце».
Волхвы,
увидев звезду над городом, пришли поклониться будущему Царю и принесли
ему дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как Человеку.
…
В этот Рождественский вечер мне вспомнился такой же лет 15-20 назад,
когда я шла от остановки автобуса по заснеженной тропочке к
красно-кирпичному зданию не так давно построенной Келтон Киркко в
деревне Колбино, недалеко от Колтушей. В евангелическо-лютеранской
церкви тогда было много народу: финнов-ингерманландцев, русских, гостей
из других приходов Финляндии и Швеции. Все было внове, все необычно. И
хотя я прекрасно понимала, что многие пришли сюда лишь из любопытства,
думать об этом не хотелось. И вот родилась новая традиция. Она живет
уже два десятилетия.
Рождественский праздник по-особому красив.
А в Выборге в тот вечер выпал снег, и по окончании богослужения мы еще
побродили с подругой по заснеженному городу. Здесь все близко.
Расстояния не ощущаются, и на узеньких улочках стояла удивительная
«звонкая» тишина …
Татьяна МИХАЛКОВА
[к содержанию номера]
|