Вышедшая
в прокат финальная часть трилогии про хоббита Бильбо Бэггинса «Битва
пяти воинств», безо всяких сомнений, с лихвой отобьёт вложенные в неё
деньги – картина сражения при Одинокой горе является великолепным
зрелищем, способным собрать самую широкую аудиторию. Парадокс в том,
что при всем батальном великолепии фильм вовсе не является фэнтэзийным
боевиком.
Во
время просмотра невозможно отделаться от ощущения, что Питер Джексон в
финальной точке своего толкиеновского марафона решил сказать все самое
важное – причем, сказать аудитории, которая отучилась слушать и
слышать. С задачей режиссер справился.
В отличие от двух
предыдущих «хоббитовских» фильмов, собственно похождений и приключений
в «Битве» совсем немного, а те, что есть, густо омыты слезами и кровью.
Дракон испепеляет Озерный город и сам погибает от стрелы лучника Барда
(Люк Эванс). Торин, сын Траина (Ричард Армитидж – пожалуй, лучшая
актерская работа в фильме), топчет собственную душу, затворившись в
Горе и заразившись «драконьей болезнью» поклонения золоту, которая
почти убивает в нем все светлое. Люди и эльфы устремляются к
затворившимся гномам – они тоже рассчитывают на часть богатств. Торин
призывает на помощь своего родственника Даина и его войско, но
междоусобицы между светлыми силами не случается: им приходится
сражаться с орками, жаждущими всевластия. И ценой тяжелых потерь добро
побеждает – на целых шестьдесят лет.
Джексон без колебаний
играет судьбами героев, порой отходя от канвы первоисточника. Но
никакой неестественности или насилия над сюжетом не чувствуешь, потому
что в итоге, после просмотра целой трилогии, все складывается в
целостную картину внешнего и внутреннего мира – нашего, человеческого,
а вовсе не выдуманного Средиземья.
Ведь это мы, маленькие и
доверчивые хоббиты, пять раз в неделю выбираемся из своих норок и
отправляемся в опасное путешествие на службу, где нас встречают коллеги
и начальство. И порой – да что там порой, очень часто! – приветливая
улыбка шефа – лишь маскирует леденящий душу рептиличий взгляд Смауга,
чахнущего над грудами золотых монет. А потом сослуживцы участливо
ставят перед нами чашку чая с абсолютно лишними углеводными
лакомствами. И ты явственно видишь, как за вкусненькими слоёными
язычками скрываются все девять острейших зубов Голума. Не стоит ходить
в нашем Эсгароте без документов или отсвечивать в метро дорогой
фототехникой – можно привлечь внимание разномастных орков. Нужно
сторониться очагов культуры в районе 22 часов – вас вполне могут
растоптать толпы так и не познавших любви эльфов, возвращающихся из
оперы или концерта и стремящихся как можно быстрее взять на абордаж
автобусы с троллейбусами (заметьте, кстати – тролль!). Ну а комментарии
про чудодейственные грибы и травы, которыми так богато Лихолесье и
которые так любит маг Радагаст, вовсе излишни.
Оказавшись дома,
мы включаем телевизор и очень часто видим, как там показывают гоблинов.
И отвлечь нас от их созерцания могут разве что варги, обитающие за
стенкой и включающие по вечерам электродрель. Разве удивителен после
всего этого факт, что утром мы выходим из дому безобидными хоббитами, а
засыпаем уже огнедышащими драконами?
Но режиссер не рассчитывает
на собственные умозаключения зрителя и пользуется всеми доступными
средствами, превращая потенциальный фантазийный экшен в морализаторскую
картину. Красавчик Кили (Эйдан Тернер) бросается в заведомо неравный
бой с орками, убившими Фили (Дин О’Горман) – ибо как не отомстить за
смерть брата или того, кого ты назвал таковым? Кили погибает на глазах
потрясенной влюбленной в него эльфийской девушки Тауриэль (Эванджелин
Лилли) еще и затем, чтобы легкомысленный молодой зритель отвлекся на
время от попкорна и понял, что любовь – это больно, потому что любимые
люди не всегда будут с нами. Для пущей доходчивости Тауриэль произносит
эту максиму, так сказать, в лоб.
Свой запас дидактики есть почти
у всех персонажей, но все же самый высокий накал страстей мы видим во
взаимоотношениях главных героев. Торин подозревает своих друзей в
предательстве и воровстве Аркенстона – черная тень и драконьи интонации
царят в кадре, они сменяются яростью, когда Бильбо (еще немного и
Мартин Фриман станет лицом современного английского кинематографа)
признается, что это он передал заветный камень эльфам и людям. И кто
знает, в ходе финального поединка с заклятым врагом Азогом
Осквернителем, вглядываясь сквозь толщу льда и черную воду в
поверженного орка, не увидел ли прозревший и потрясенный король гномов
себя, недавнего, готового стать на сторону Зла и погубить существо,
желавшее ему только добра?
В реальной жизни мы далеко не всегда
успеваем сказать прощальные слова покаяния и примирения. Мир Средиземья
в передаче Питера Джексона более милосерден: Бильбо Бэггинс и уходящий
в иную сторону бытия Торин Дубощит успевают примириться. На глазах
хоббита слезы, и он не в силах остаться на церемонию прощания с другом.
Потому что не хочет, чтобы образ близкого существа так скоро покрылся в
его памяти патиной легенды. Хоббит внемлет последним наставлениям
короля гномов и как можно скорее вернется домой.
Потому что все
всегда должны возвращаться – к своим книгам, к своим деревьям. Об этом
и просил мистера Бэггинса благородный Торин в свой смертный час.
Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»
[к содержанию номера]