Газета КолтушиГазета "Колтуши"


| Новости || О газете || Рубрикатор || Архив || Фото || Видео || Контакты || Ссылки |
Редакция газеты "Колтуши" рада привестствовать Вас на страницах нашего официального интернет-представительства. Надеемся, что здесь Вы найдете для себя массу интересных и полезных статей, информационных ресурсов и фотографий.[читать приветствие целиком...]

Карта Колтуши, карта Колтушей, карта Всеволожского района, Колтуши из космоса


Полезные ссылки

Regnum.ru

Medialogia

47News.ru

LenoblZaks.ru

Lenobl.ru


[все ссылки...] 

В один из первых январских дней 2014 года я решила посетить музей современного искусства «Эрарта», что на 29-й линии Васильевского острова. В представительном здании расположились две экспозиции: в левом крыле – постоянная, она занимает пять этажей, каждый из которых определенным образом организован концептуально; в правом находится Галерея, где каждые три месяца организуются новые выставки как отдельных мастеров, так и выставочных проектов. Если в постоянной части произведения можно посмотреть, прочитать к ним изолите-ратурные тексты, прослушать в ряде случаев аудиоряд и музыкальное сопровождение, которые помогают домыслить содержание арт-объекта, то в Галерее есть возможность приобрести понравившуюся работу, заказать с нее принт или унести частичку современного искусства с собой в какой-то иной форме.

На входе Вы приобретаете билет на Ресепшен, который, однако, не дает право на посещение ВСЕХ мероприятий «Эрарты»; если в этот день есть театральное или музыкальное представление, или же какая-то иная акция, плата за них будет дополнительной (а подобные события проводятся практически ежедневно). Цена обычного билета для взрослого – 400 рублей, лицам, старше 60 лет, – 200, льготные категории не учитываются.

Сразу следует сказать, что музей «Эрарта» располагает коллекциями современного искусства сегмента contemporary art (созданное с 1945 года по настоящее время) в отличие от modern art (1860-1945), ярчайшими представителями которого являются Пикассо, Шагал, Малевич и Кандинский.

В музее можно познакомиться с такими направлениями современного искусства как видео-арт и science art.

Музей «Эрарта» образован в 2010 году, и это крупнейший негосударственный музей современного искусства в России. Он располагает коллекцией из 2300 работ, созданных более чем 170 художниками из десятков городов России. Музей имеет отделения в пяти городах: помимо Петербурга 
в Лондоне, Цюрихе, Гонконге, Нью-Йорке. В галереях международной сети можно приобрести работы более 200 художников из 20 регионов России.

«Эрарта» очень заинтересована в так называемом feed-back – обратном отклике посетивших ее экспозиции. Одной из форм такой обратной связи является выражение эмоций и мыслей об увиденном в залах В ФОРМЕ ЭССЕ (его можно разместить на сайте: lit@erarta.com). Подобное эссе постарались сейчас изобразить и мы. Оно перед вами.

О современном искусстве написано очень много, наверное, если перевести все написанные страницы на язык живописных полотен, объем их будет превосходить объем последних. Пишут и маститые критики, и юные дилетанты – о современном искусстве писать модно. Изощренные по литературной форме, эти статьи, рецензии, обзоры становятся сами по себе произведениями искусства, и уже трудно порой отличить, чьи достоинства выше, и что, собственно, является первичным.

Переступая порог строгого белоколонного здания, со статуями Эры (Время) и Арты (Искусство) у входа (одну из них вы видите на фото), ты думаешь: «Ну вот, еще один музей, с пыльными экспонатами на полках, нудными экскурсоводами и застывшей тишиной музейных залов, как бы консервирующей пространство».

Оставь эти мысли 
ничего подобного в «Эрарте» не будет. Это не просто музей современного экспозиционного интерьера, интерактивных технологий, уютных кафе и репрезентативных бутиков, это  царство выдумки и изобретательности, не банального желания как-то развлечь и занять посетителя, и даже не столько повысить его образовательный уровень, раскрасить палитру его знаний о мире, и в конечном счете, о себе, новыми красками, сколько сделать его соавтором, соучастником творческого процесса, проникнуться идеей художника и подключиться к его изобразительному миру – ВОВЛЕЧЬ В ИГРУ ПОД НАЗВАНИЕМ «ЖИЗНЬ» и увидеть грани этой игры в новом свете.



В сущности, чтобы неосознанное авторство переросло в осознанное, нужно не так много, но важно сделать это тонко и ненавязчиво – и «Эрарте» такое, безусловно, удается. Каким образом? Разными путями. В частности, рядом проектов.

Вот проект, на первый взгляд очень простой и практикующийся в музеях мира уже не одно десятилетие: НАРИСУЙТЕ – увиденное, нафантазированное, иллюстративное и просто что-то свое. «Эрарта» предлагает как раз последний вариант – «Что-то свое». Ежегодная акция всеобщего творчества «Нарисуйся в Эрарте» призывает зрителя создавать собственные «шедевры» – все произведения в музее заменяют на чистые листы: твори – не хочу!
А вот проект совсем, казалось бы, другого плана - но это только на первый взгляд: все в музее связано единой концепцией, продумано до мелочей, и создается впечатление, что предсказуема даже реакция зрителя. Проект носит «говорящее» название – «Черный квадрат». А герои его – НЕМалевич, эрартовский искусствовед Эрик и персонажи известных художественных работ. Это приключенческий мультипликационный сериал – для тех взрослых, которые умеют по-детски удивленно и увлекательно воспринимать мир - учить и учиться одновременно.

Однако, приходят в музей прежде всего, конечно же, ради самой экспозиции, и скажем о ней хотя бы несколько слов. Почему только несколько? Описывать произведение искусства -вещь в той или иной степени неблагодарная: плохое описание отобьет к нему интерес, хорошее же, приукрасит его до такой степени, что станет «все ясно», и опять же смотреть УЖЕ не захочется. Тем не менее не будем пытаться отобрать пищу у искусствоведов - посеянные ими семена падают на благодатную почву.

Из всего множество представленных в «Эрарте» арт-объектов я выбрала инсталляцию «След червя» (автор петербуржец Сергей Карев, 2009-10 гг., материал сталь). Когда заходишь на четвертый этаж и переступаешь порог, сразу же останавливаешься ошеломленный. Что перед тобой? Обгоревшие останки инопланетного корабля, воронки от взрывов времен Второй Мировой, разрушенный тоннель в метро, отработавшая свое угольная шахта, гигантский бур, врезающийся в толщу земной коры и пытающийся испоганить само Чрево Земли? А может это МИРОВОЙ ЗМЕЙ, символ зла, так сказать, «привет» от ушедшего Года Змеи? Или растерявший свои крылья средневековый дракон? Не стоит даже пытаться ответить на этот вопрос: КАЖДЫЙ УВИДИТ ЗДЕСЬ СВОЕ, но ДУХ РАЗРУШЕНИЯ, ДУХ НЕДАВНЕГО КАТАКЛИЗМА - вот те ощущения, которые возникнут непременно – здесь ПРОШЛА ИСТОРИЯ, оставив свой черный след, неумолимый в своей обреченности.

Не сразу замечаешь саму голову «Червя» – она сбоку, слева, как ИТОГ пройденного пути.

Инсталляция тут же «задает тон» всей экспозиции этажа – здесь собраны воедино последствия техногенных катастроф, «Червь» – это след, который оставил после себя человек, жуткий и страшный символ нашего времени.

Есть ли в этой работе что-то доброе, светлое, вносит ли она, как это принято говорить сейчас, «позитив»? Конечно, на этот вопрос следует ответить отрицательно. Но она НЕСЕТ ИНФОРМАЦИЮ – заставляет задуматься, от чего-то попытаться отстраниться, что-то отвергнуть, а на что-то – открыть глаза.

Сейчас большое количество арт-объектов вообще в концепции своей чаще несет философский негатив, чем «светлый позитив». Почему так? Люди искусства – поэты, художники, композиторы – всегда были обеспокоены «язвами эпохи», видели их зорче и понимали глубже. Появление подобных произведений свидетельствует о том, что далеко не все так благополучно в нашем благоустроенном мире, как это пытаются изобразить некоторые ныне здравствующие политики.

Давайте же задумаемся. Придем в «Эрарту».

Мы увидим здесь и другой мир: Чистый лик Спаса Нерукотворного, Райский сад с буйством ярких красок, ностальгию по временам Пионерии, уголок зимнего Петербурга под снегом, Орфея, ищущего свою Эвридику, маленькую девочку, нашедшую пятикопеечную монету и не знающую, что с ней делать, уличную продавщицу цветов на канале Грибоедова и еще один «лик» – «вождя мирового пролетариата» , выступающий из стены 
полузатертый  ИСТОРИЯ ДОЛЖНА УСТУПИТЬ МЕСТО СОВРЕМЕННОСТИ.

Так и происходит в Эрарте. Однако, было бы ошибкой сказать, что история исчезает – она ЗРИМО присутствует практически в каждой работе 
НАШЕ ОСМЫСЛЕННОЕ исторически ПРОШЛОЕ, ПРОПУЩЕННОЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НАСТОЯЩЕГО.

И можно по праву заявить: Эрарта – музей не исторический
но мало где ИСТОРИЯ в такой чести, как тут. Ибо без прошлого не может быть и будущего. А именно В БУДУЩЕЕ устремлена замечательная экспозиция, созданная с заботой, любовью, выдумкой и тонким пониманием прекрасного.


Татьяна МИХАЛКОВА


[к содержанию номера]
  © АНО «Редкация газеты «Колтуши».
© Дизайн и поддержка — Stanley Group
, 2007.